На тот период времени частных предприятий, которые торговали бензином, не было, и все цены согласовывались на государственном уровне. Причем цена указывалась за 10 литров топлива, дабы не обмануть покупателя и не остаться в прогаре государству. Давайте попробуем вспомнить, сколько стоил бензин в СССР за 10 литров, и можно ли его было купить на государственных заправках.
Содержание
Цены, действующие до конца 1977 года
В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72. Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо.
Читайте также: Сколько стоит бензин в Европе в рублях по странам
Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:
- Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
- Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
- АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
- А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
- А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
- Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
- АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
- Дизельное топливо – 40 копеек.
На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.
Авиационный и бензин марки «Экстра» продавался с ограничениями. Его приобрести могли только предприятия, частным лицам в продаже отказывали. Остальные виды топлива для государственных машин и организаций отпускались по специальным талонам, а частным гражданам – за наличный расчет.
То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.
Читайте также: Сколько сегодня стоит бензин в Украине
Повышение цены в 1978 году
Первое повышение цены на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Тогда топливо подорожало, отталкиваясь от утвержденного в 1968 году прейскуранта, ровно в два раза. Занимались расчетом новых цен в Государственном комитете цен, который курировал всю промышленность. Сотрудники разрабатывали и согласовывали прайс-лист, а в действие он вступал с января следующего года.
Следить за качеством было поручено этому же комитету по разработанным ГОСТам для разных марок топлива. Меры за несоблюдением качества были достаточно жесткие – директора и ответственных лиц могли через суд лишить свободы на несколько лет. Разбавленный бензин в те годы можно было встретить очень редко.
После повышения цены в 1978 году некоторые марки бензина были выведены из продажи, а оставшиеся имели следующую стоимость за 10 литров:
- А-76 – 1,5 рубля;
- АИ-93 – 2 рубля;
- АИ-98 – 2,2 рубля;
- авиационный – 2,4 рубля;
- топливная смесь – 1,7 рубля.
Марки бензина А-72 и А-66 были окончательно выведены из продажи, а мотоциклисты смешивали топливную смесь прямо на заправке самостоятельно.
Очередное повышение в 1981 году
Следующее повышение цены, зарегистрированное официально, было произведено 1 января 1981 года, после чего топливо стало стоить:
- А-76 – 3 рубля;
- АИ-93 – 4 рубля;
- АИ-98 – 4,4 рубля;
- авиационный – 4,8 рубля;
- топливная смесь – 3,4 рубля.
Редко, но бывало, когда на некоторых заправочных станциях топливо стоило немного дороже. Органы ОБХСС проводили специальные проверки и рейды, после чего достаточно быстро устраняли такие перекосы. Так что в целом ситуация по стране оставалась стабильной, бензин был качественным, а цены одинаковыми. Дальнейшее повышение цены происходило после развала СССР.